Алексей Антяскин (aniskin1968) wrote,
Алексей Антяскин
aniskin1968

Category:

3.5 млрд. руб. Крупнейший в России завод по сортировке ТБО открыт под Коломной. И это только начало.

Своими глазами
«Мусорный вопрос» в России давно уже стоит во всей своей остроте. По большому счету, до сих пор в нашей стране был один единственный способ утилизации бытовых отходов — вывоз их на полигоны ТБО. Мы воспринимали это как что-то нормальное: ну, а что, страна у нас большая, места для мусора хватит. И вопрос поколениями откладывался.Anchor
Но сейчас полигоны вокруг мегаполисов выросли до таких масштабов, что уже попросту превратились в свои собственные экосистемы, навсегда изменив ландшафт и природу этих мест. Зловонные кучи, отравляют природу вредным дымом и ядовитыми стоками. Мусора так много, что рекультивация многих из этих свалок теперь уже физически невозможна в обозримой перспективе. И эти горы мусора останутся с нами на столетия.
Но вечно так продолжаться не может. Я все больше убеждаюсь, что национальный проект «Экология» это один из самых важных нацпроектов для нашей страны, а те мероприятия, которые в нем запланированы, должны стать лишь самым началом полной перестройки всего, что связано с экологией вообще, и обращением с отходами в частности. По большому счету, до сих пор у нас и не было никакой политики обращения с ТБО, и нам предстоит выстроить целую новую отрасль. С нуля!
И одна из важных проблем этой отрасли — сортировка отходов. Две недели назад под г. Коломна, Московской области, был запущен на полную мощность один из первых, и на данный момент самый современный и мощный завод по сортировке бытовых отходов в России. Здесь будут сортировать до 650 тысяч тонн мусора в год. Строительством занималась входящая в Госкорпорацию «Ростех» компания «РТ-Инвест». В строительство комплекса по переработке отходов (КПО) было вложено 3.5 млрд. рублей.

Коломенский КПО построен в рамках нацпроекта «Экология» и является первым из четырех подобных комплексов, которые будут введены в эксплуатацию в Подмосковье в 2019-2020 годах. Сейчас в стадии строительства находятся еще два КПО — Каширский и Сергиево-Посадский. Естественно, позже практика строительства таких комплексов будет распространена и на всю Россию.
Любой мусоровоз, попадающий на территорию завода, проходит радиационный контроль и взвешивание. Весовая оборудована автоматизированной системой «АИС Отходы», которая контролирует все входящие машины. Поэтому любой мусоровоз, заходящий на территорию комплекса, должен быть внесен в единую базу данных, и на него должен быть выписан региональным оператором специальный электронный талон. Никакая «левая» машина на территорию комплекса не попадет. Контроль осуществляется с помощью видеокамер в полностью автоматическом режиме: система распознает автомобильный номер, и сверяя с базой, принимает решение о допуске мусоровоза на территорию КПО.

Весовая станцияВесовая станция © Роман Ковригин/Сделано у нас

Как раз при нас случилась незапланированная проверка работы этой системы. Региональный оператор что-то напутал, и не завел талон на один из автомобилей. И система его не пропустила. Правда, благодаря тому, что все операции идут полностью в электронном виде, проблема решилась буквально за 15 минут.

Далее мусор разгружается на специальную площадку, где из него вручную отбирают крупногабаритный мусор, который может повредить оборудование.

© Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати, на заводе используют как автоматику так и ручной труд, так наиболее экономически эффективно на данном этапе.

© Роман Ковригин/Сделано у нас

После отбора крупного мусора, остальной уходит, через разрыватель пакетов, на сортировку, где проходит через грохот, разделяющий ТБО на 3 фракции, и далее через систему различных сепараторов.

Трехфракционный грохотТрехфракционный грохот © Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

Так один оптический сепаратор отделяет пластик, другой бумагу, магнитный сепаратор отделяет металл. На этом этапе отделяются те отходы, которые можно использовать повторно.

Фракция от 0 до 70 мм отправляется на компостирование. В отдельных крытых ангарах отходы нагреваются до 70 °C, чтобы уничтожить личинки насекомых и болезнетворные микроорганизмы.

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

Отходы ворошат специальной машиной, чтобы ускорить разложение, а воздух, выделяемый при гниении, пропускают через специальные фильтры.

© Роман Ковригин/Сделано у нас

Фильтр. Это щепа пропитанная специальным растворомФильтр. Это щепа пропитанная специальным раствором © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати, запах даже внутри ангаров я бы не назвал неприятным, скорее напоминает запах силоса, а вовсе не мусора. Но, несмотря на это, воздух проходит через фильтры, прежде чем уйти в атмосферу, так что вокруг вообще никакого запаха нет.

В итоге получается:

20% - часть, которая уйдет на переработку. Это различный пластик, металлы. Их прессуют, упаковывают в кипы, и по мере накопления отправляют клиентам, занимающимся переработкой вторсырья.

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

© Роман Ковригин/Сделано у нас

30% - компост, который используется для строительства дорог или ландшафтных работ.

Таким образом, половина отходов перерабатывается. Оставшиеся 50% - это так называемые «хвосты», то есть мусор, который не удалось рассортировать или его повторное использование невозможно.

«Хвосты» захораниваются на специальном полигоне на территории КПО. Эта площадка отличается от привычных нам полигонов. Здесь устроен противофильтрационный экран, который состоит из бентонитового мата, уложенного на уплотненное земляное основание. Далее идет геомембрана, которая не позволяет фильтрату проникать в почву и грунтовые воды. На геомембране устроен «пирог» из геотекстиля и слоя песка с дренажной системой. Через дренажную систему фильтрат поступает на очистные сооружения, где применены механическая фильтрация, нейтрализация и обратный осмос. Таким образом очищенная вода соответствует требованиям предъявляемым рыбохозяйственным водоемам.

Полигон для захоронения "хвостов"Полигон для захоронения "хвостов" © Роман Ковригин/Сделано у нас

Чуть позже, когда будут построены мусоросжигательные заводы, «хвосты» уйдут на них, и тоже послужат полезному делу — из них будет получаться энергия. Естественно, все выбросы этих заводов будут максимально очищаться и не будут наносить вреда ни окружающей среде ни людям. А шлак и летучую золу можно будет использовать при строительстве дорог.

И, кстати, по поводу раздельного сбора мусора, многие скажут, зачем он, если есть такие заводы, ведь они сами все за нас рассортируют. Но все дело в эффективности. На завод прихоят и «серые» и «синие» машины. Первые привозят несортированный мусор, а вторые сортированный. Так вот, если выход отходов годных для повторного использования из «серых» машин — 20%, то из «синих» — 80%. То есть завод в этом случае работает гораздо эффективнее. Поэтому, даже при наличии таких сортировочных комплексов, раздельный сбор мусора имеет смысл.

А теперь, если позволите, личное мнение. То что я увидел впечатляет. Впечатляет на фоне того, что у нас было раньше. А раньше у нас не было ничего. И радует уже тот факт, что этой проблемой наконец озаботились на уровне государства, озаботились глобально и системно, и радует то, что первые результаты уже видны. В стране впервые за всю её историю выстраивается четкая и понятная система обращения с бытовыми отходами. И это очень важный шаг.

Но это первый шаг. И нам ни в коем случае нельзя останавливаться. На смену одним технологиям, должны приходить другие, лучше, совершеннее, умнее — 50% «хвостов» это очень много, многое из того, что там остается, можно использовать, в «хвостах» еще много пластика, много металла. Поэтому шагов должно быть еще очень много.

Но самый важный всегда — первый шаг. И он сделан.


Tags: города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments